Николай Герасименко: Нельзя нормировать посещение врачей

ср, 12/02/2015 - 09:03 -- editor

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья, академик РАМН, заслуженный врач Российской Федерации Николай Герасименко ответил на вопросы читателей «Парламентской газеты».

В первую очередь прошу прокомментировать инициативу НИИ Министерства финансов, который предлагает ввести нормы по посещениям врача и вызовам скорой помощи, после превышения которых пациентам придётся платить.

— Это важнейший вопрос. Та информация, которая была озвучена на одной научной конференции о том, чтобы ограничить бесплатную медицинскую помощь и шире развивать платную медицинскую помощь, взбудоражила всю страну, многие уже готовы выйти на улицу. Но это пока лишь научное предложение, я считаю, что оно ни в коем случае не должно реализовываться в жизни, потому что это нарушит Конституцию Российской Федерации, где у нас написано, что оказание медицинской помощи бесплатно в рамках программы государственных гарантий. Есть ряд законов, в том числе закон об охране здоровья граждан, где все аспекты оказания бесплатной медицинской помощи расписаны, есть также постановление Правительства, программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, за что люди платят страховые взносы. Поэтому ни в коем случае допустить реализацию этих предложений нельзя. И в парламент пока в виде каких-то законодательных инициатив идея не поступала. Но из-за того, что у нас есть проблемы с финансированием здравоохранения, некоторые пытаются любым способом увеличить объёмы платной медицинской помощи. Этого ни в коем случае нельзя допустить. У нас государство социальное, никаких резких изменений произойти не может. Я тут имею в виду и партию «Единая Россия», и Государственную Думу, которые будут категорически против расширения объёма платных услуг вне установленных рамок.

Нина Ивановна, Московская область: Сейчас во всех аптеках продают лекарства только в упаковке. Такие препараты, как настойка эхинацеи или тот же йод, которые раньше отпускались без картонных коробок, теперь стали на порядок дороже. Чем обоснованы такие нововведения?

— Это обосновано законом о лекарственных средствах №61 и международными нормами. Есть два вида упаковки: первичная упаковка — например, для таблеток — это блистер или ампулы, пузырьки, но там нельзя разместить всю информацию о лекарствах. Так что в соответствии с этим законом и международными нормами должна быть вторичная упаковка, то есть картонная, где размещаются все сведения об использовании препарата и его производителе, и туда же вкладывается вкладыш. Это нужная и правильная международная норма.

В поликлиниках все врачи назначают для лечения импортные лекарства. Хотя есть аналогичные отечественного производства и стоят они дешевле. Будет ли проводиться импортозамещение в секторе здравоохранения? Как это будет регулироваться?

— Не имеет право врач выписывать только импортное лекарство. Вообще, по закону и по приказу Министерства здравоохранения, врач должен выписывать не торговое наименование, а международное непатентованное наименование, то есть основное активное вещество, а уже торговых наименований у этого активного вещества может быть десятки. И в аптеке, когда приходит пациент с рецептом, ему должны предложить ряд лекарств, а человек уже может выбирать либо отечественное, либо импортное средство. Поэтому если врач выписывает только импортное, то он неправильно оформляет рецепт, если он выписал только торговое наименование, к врачу уже можно применить административное взыскание. И в отношении импортозамещения. Существует федеральная программа «Фарма-2020», уже сейчас более 60 процентов лекарств — отечественных, я имею в виду по наименованиям. Ставится задача к 2020 году довести до 90 процентов отечественных лекарств.

Звонок в студию: Алла Мальковская, корреспондент газеты «Социальная политика». Меня интересует вопрос об антитабачном законе. Какие возникли проблемы в процессе его реализации и как вы собираетесь его в связи с этим дорабатывать?

— Спасибо, Алла. Закон уже во второй редакции, которую мы ввели два года назад, активно работает, идёт у нас снижение потребления табака. И я скажу, что мы проводили форум «Здоров ли табак», получили много писем, что  в ресторанах, кафе, на рабочих местах стало намного лучше, люди пишут письма благодарности, что они уже дышат чистым воздухом в квартирах, домах — это большое достижение. Есть ещё проблемы с реализацией этого закона, безусловно, это касается курения возле метро, в туалетах, на детских площадках, но это уже вопрос его исполнения. Кстати говоря, довольно много штрафов накладывается. То есть закон реализуется, активно работает. Сейчас идут попытки в связи с экономической ситуацией закон ослабить. Вернуть залы для курения в ресторанах, хотя я знаю: как раз и рестораторы, и люди говорят, что в задымлённом тесном помещении и не поешь нормально. Дальше: снова хотят вернуть курительные комнаты на вокзалах, в аэропортах, вернуть продажу сигарет в киосках. Мы считаем, что этого никак нельзя допускать. У нас высокая смертность, высокая заболеваемость, мы хотим увеличить продолжительность жизни, нельзя расширять продажи сигарет. Мы в комитете уже несколько инициатив по ослаблению закона отклонили, мы считаем, что сейчас должна наработаться правоприменительная практика, тогда уже можно что-то рассматривать. Много вопросов по запрету курения в местах общего пользования в коммунальных квартирах, когда там живёт несколько семей, один курит, а все дышат. Некоторые, наоборот, предлагают расширить действие закона — на остановках общественного транспорта, в подземных переходах, некоторые даже предлагали на улицах запретить курить. Но в данном случае я считаю, что надо сначала добиться хорошего выполнения действующего закона, а потом уже можно расширять его действие, пока это тоже преждевременно.

— Надо сказать, что среди подростков стало немодно курить. Те, кто родился позже 85-го года, практически не курят.

— Совершенно верно. И возраст курения поднялся. Если ещё  года два назад средний возраст курения среди детей был 11 лет, то сейчас средний возраст начала курения — 13 лет, то есть уже даже в этом есть прогресс.

Антон Александрович, Екатеринбург: Сегодня право пациентов получать обезболивающие лекарства за счёт бюджета не реализуется, приходится судиться. Что делается для тяжелобольных сегодня на законодательном уровне?

— Для Екатеринбурга, может быть, какие-то есть особенности в реализации закона. Но я лично был инициатором этого закона — внести поправки в закон о наркотических средствах и психотропных веществах, где мы упростили выдачу рецептов, чтобы действие их длилось не пять дней, как было, а пятнадцать. Не нужно сдавать тару, то есть ампулы, использованные пластыри, упаковочные материалы. Ликвидированы комиссии, которые раньше сообща выписывали рецепты, там состоял, как правило, онколог, врач участковый, главный врач. То есть вот эти все процедуры законодательно определены жёстко. Есть приказы Министерства здравоохранения, ФСКН не кошмарить лечебные учреждения за выписку наркотических средств. Открыты горячие линии в каждом регионе, я сейчас вернулся из Алтайского края, никаких проблем там нет. Есть горячая линия, куда можно обратиться, если есть проблемы с получением препаратов. Стали активно внедряться неинъекционные наркотики, что очень важно,  — пластыри, сиропы, конфеты и так далее. Поэтому если в каких-то субъектах это не делается — значит есть нарушение закона.

Звонок в студию: Врач-онколог, Республика Башкортостан. Я три года назад вернулся в свой айон, и в связи с сокращением бюджетного финансирования и оптимизацией учреждений здравоохранения это привело к сокращению коек в лечебных учреждениях, закрытию фельдшерско-акушерских пунктов и в итоге к увольнению врачей. Возможно ли на законодательном уровне вернуть и защитить поликлиники и ФАПы в районах?

— Действительно, когда происходила так называемая оптимизация лечебных учреждений, шло сокращение и роддомов, и ФАПов, и участковых больниц. В некоторых случаях это было оправдано — например, в деревне всего 20 человек, ФАП разрушен, фельдшера нет, а для того чтобы построить ФАП, нужно порядка двух миллионов, что очень сложно. Но в остальных случаях, когда есть ФАП, есть фельдшер, даже если мало населения, его нужно сохранять, для того чтобы не происходило бездумное сокращение. Зачастую сокращают ФАПы и больницы для того, чтобы увеличить заработную плату при нехватке ресурсов. Сейчас мы разрабатываем законопроект, который ограничивает возможности неконтролируемого сокращения лечебных учреждений. Необходимо будет доказать комиссии, в которую войдут депутаты, общественные организации, специалисты-профессионалы целесообразность сокращения, причём не только экономическую, но и социальную. Что касается полного закрытия медучреждений, особенно на селе, для этого необходимо согласие граждан, принятое на сельском сходе. Если сельский сход согласен, что у них есть проблемы с содержанием помещения медучреждения и так далее, то только может быть принято решение о его ликвидации.

По материалам сайта https://www.pnp.ru