О подготовке к новому учебному году

пн, 08/24/2015 - 15:05 -- editor

За последние три года ни в одном регионе России не замечено снижения качества образования, а в отдельных регионах этот показатель только растет, чему свидетельствуют отзывы родителей.

Об этом в понедельник, 17 августа, заявила руководитель партпроекта «Модернизация образования», зампредседателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова в ходе селектора на тему «Развитие системы образования отдельного региона как условие обеспечения социальных гарантий граждан на образование».

 «Мы хотим еще раз посмотреть, в каком направлении движется образование, как граждане довольны качеством образовательных услуг. В регионах постоянно проходят педсоветы, собрания, тематические уроки, обсуждения, в том числе при участии Партии. Мы должны быть в курсе всех событий понимать, куда мы идем», - подчеркнула она.

 По словам замминистра образования РФ Александра Климова, значительный рост сети высшего образования и количества реализуемых образовательных программ привел к «размытию» профильной подготовки в отраслевых вузах. «Так, в сельскохозяйственных и транспортных вузах более половины приема производится на непрофильные направления обучения. При этом аналогичные программы реализуются в расположенных рядом университетах», - сказал он.

 «В негосударственном секторе самые распространенные направления, по которым предлагается получить диплом – экономика, юриспруденция и менеджмент. При этом более 80% студентов обучается по заочной форме. Во многих вузах подготовка по этим специальностям ведется по бросовым ценам 15-18 тыс рублей в год», - сообщил Климов.

В итоге высшее образование стало восприниматься как этап «расширения кругозора», а не пропуск на современный рынок труда, считает представитель ведомства. «Российские вузы перестали ориентироваться на реальные потребности общества и работодателей», - констатировал Климов.

 «Имея перед собой ясную цель создания нового качества высшего образования в России, Министерство образования и науки РФ проводит структурную политику в отношении сети вузов по ряду направлений. Во-первых, мы выделяем и поддерживаем лидеров – вузы, которые действительно обеспечивают научно-техническое развитие страны и обладают потенциалом для конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Во-вторых, создаем условия для организации опорных региональных университетов – группы вузов, которые конкурентоспособны на российском рынке и готовят кадры для современной экономики страны. И, в-третьих, ведем работу по сокращению числа «псевдовузов» – тех, кто только имитирует образовательную деятельность, а по факту является конторами по торговле дипломами», - перечислил замминстра.

 По его словам, нужны дальнейшие меры по развитию профессионального образования. «Как сказал президент России Владимир Путин, именно те регионы, которые добились существенного прогресса в развитии среднего профессионального образования, как правило, являются лидерами регионального рейтинга и демонстрируют высокую социально-экономическую динамику. Растет роль среднего профессионального образования (СПО) для малого и среднего бизнеса, оно становится ключевым фактором формирования в России среднего класса, и мы говорим о необходимости повышения статуса СПО в обществе и государстве», - заключил Климов.

Заместитель руководителя департамента общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов напомнил, что наступающий учебный год - третий год работы по новому закону «Об образовании» и четвертый год работы по решению приоритетных задач, поставленных в майских указах президента.

 «Многое уже сделано. Главная задача - повысить доступность качественного образования. С 1 сентября 5-е классы начинают учиться по федеральному стандарту основного общего образования (ФГОС), и в каждой школе должна быть своя программа. Теперь необходимо вести разъяснительную работу с родителями: они должны понимать, что изменится в жизни их ребенка в связи с переходом на ФГОС», - сказал чиновник.

 По его словам, повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса и его объективной оценки. «ЕГЭ в этом году был проведен объективно и честно – за редкими исключениями. В новом учебном году хотелось бы обойтись вообще без таких исключений. Столь же честно и объективно должна проводиться государственная итоговая аттестация в девятых классах. От качества оценочных процедур во многом зависит отношение к учебному процессу учеников, их родителей и педагогов», - подчеркнул Сергоманов.

 Он считает нецелесообразным использовать результаты ЕГЭ для составления рейтингов муниципальных образований, школ и для оценки конкретных учителей. «Освоение образовательной программы школьником – результат огромной работы всего учительского коллектива в течение всего времени обучения этого школьника. Результаты ЕГЭ – это основание для совершенствования преподавания, для повышения квалификации учителей, для улучшения образовательных программ», - пояснил представитель ведомства.

 В свою очередь, Мануйлова указала, что проблемы образования в регионах не могут решаться без учета местной специфики. «Регионам необходимо проанализировать систему высших и средних образований, установить потребности, найти взаимосвязь, понять востребованность определенных профессий.  Прошу обратить внимание на педагогическое образование, сейчас мало «целевиков», потому что такой набор пока не так сильно подкреплен пакетом социальной поддержки», - обратилась депутат к региональным представителям.

 Она также указала на необходимость обеспечить школы учителями, которые готовы дать хорошие знания школьникам и развить новые стандарты обучения.

 Мануйлова считает важными тот факт, что проблема доступности качественного образования для всех детей пока решена не во всех регионах. «Работа в этом направлении - задача исполнительной власти. Но партпроект «Модернизация образования» в этой связи не утратил своей актуальности, потому что депутаты от «Единой России» всех уровней являются активными участниками всех процессов, - подчеркнула руководитель партпроекта. - Важно, чтобы накануне 1 сентября они не утратили чувства причастности и обеспечили максимальное количество конференций, педсоветов с привлечением членов Партии, активистов и экспертов».

 Нам нужно посмотреть насколько участие членов Партии в подобных Советах является повсеместным. Мы обязаны быть на первой линии взаимодействия. Только так мы сможем выявлять проблемы и предлагать решения. Я прошу всех еще раз проанализировать систему и порядок работы по партпроекту», - сказал Мануйлова.

 Говоря о процедуре итоговой аттестации, она пояснила, что за невысокие результаты наказывать конкретных руководителей никто не будет. «Уместнее провести анализ и выявить причину низкого показателя, ведь именно так мы сможем повысить качество образования. Тут поможет и увеличение числа наблюдателей на экзаменах от Партии, потому что на данный момент оно низкое», - считает депутат.

 В заключение Мануйлова отметила, что работу по реализации партийного проекта следует использовать как площадку для разъяснения и усиления позиции «Единой России» среди населения в регионах. «Прошу более активно работать с партийным сайтом, так как не всегда есть информация об отдельных мероприятиях. Необходимо усилить работу по информационному сопровождению проекта на региональном и федеральном сайте Партии, а также усилить присутствие информации по проекту в медиапространстве. Люди должны знать о наших успехах и изменении качества образования», - сказала Мануйлова.

По материалам сайта http://er.ru