О плате за медстраховку

пт, 11/13/2015 - 16:31 -- editor

Правительство готовит законопроекты, ужесточающие контроль за уплатой взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.

Больше всего вопросов у экспертного сообщества возникает к отдельным категориям неработающих граждан.

Вот, что рассказал Валерий Рязанский, Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике.

На 2016 год бюджет Фонда обязательного медицинского страхования составит около 1,7 триллиона рублей. Он формируется из двух компонентов: за работающих взносы платит работодатель (5,1 процента от зарплаты), за неработающих — субъекты Федерации. Но если с первой категорией граждан всё просто и понятно, то с неработающими россиянами дела обстоят значительно сложнее. И это притом что этих граждан намного больше. По состоянию на 1 апреля этого года россиян, получивших медстраховку «через работодателей», — около 60,5 миллиона. Тех, за кого пришлось платить региональным бюджетам, — больше 83 миллионов. Кто же относится к этой категории граждан и почему перечисление страховых взносов за этих людей стало для регионов таким болезненным вопросом?

Увеличился сам тариф, сегодня он составляет 8400 рублей на человека в год. Но возмущает регионы вовсе не эта сумма, а состав группы, за которую приходится платить. Да, сюда входят дети, неработающие пенсионеры, учащиеся-очники, зарегистрированные в службах занятости безработные, опекун или один из родителей, сидящий с ребёнком в возрасте до трёх лет, граждане, занятые уходом за инвалидами. К этим людям вопросов нет никаких. Однако действующее законодательство расширяет этот перечень следующей формулировкой «и иные категории граждан, не работающие по трудовому договору, за исключением военнослужащих» (последние подлежат специальному страхованию и обслуживаются за счёт бюджета Министерства обороны или иных силовых ведомств). И вот здесь начинаются проблемы.

Когда уточняли граждан, застрахованных в Фонде обязательного медицинского страхования, но не работающих, мы поняли, что персонализированного учёта здесь нет. По сути, регионам просто выставляется «счёт». К примеру, работодатель заплатил взносы за 300 тысяч ваших жителей, заплатите ещё за 500 тысяч. И всё — в этом списке нет ни фамилий, ни адресов. В результате появилась целая прослойка людей, как правило, самозанятых, работающих, к примеру, репетиторами, нянями, сиделками, сторожами, получающих доход, но не перечисляющих государству из этих денег ни копейки — ни в виде налогов, ни в виде взносов в социальные фонды. И региональные чиновники их никак не могут вычислить: для этого нужно подойти к каждому человеку и спросить, работает он или нет, если работает, то по какой форме занятости.  Но как проверить «по головам» всё население России? Мало того что это очень трудно, так наши граждане вообще не обязаны отвечать на такие вопросы

Между тем это очень большая нагрузка на бюджет региона. Возьмём, к примеру, Курскую область. Здесь неработающего населения 696 тысяч, работающего — 432 тысячи. Давайте представим себе, что если из числа неработающих категория самозанятых составляет хотя бы 20 тысяч человек, то за них из бюджета региона приходится платить около 170 миллионов рублей. А эти деньги могли бы быть потрачены на другие цели.

Найти выход из этой ситуации очень непросто. С одной стороны, мы не можем нарушить право россиян выбирать форму занятости самостоятельно (у нас нет закона о тунеядстве). С другой — есть Конституция, в которой прописана обязанность государства обеспечить бесплатную медицинскую помощь каждому гражданину страны. Единственный вариант — попытаться обязать россиян самостоятельно оплачивать взносы в социальные фонды в тех объёмах, которые установлены законом. В конце концов, происходящее сегодня просто несправедливо по отношению к тем, кто добросовестно оплачивает медицинское страхование. Не очень понятно: почему одни люди на это тратятся, а другие пользуются бесплатным медобслуживанием, не неся при этом никакой финансовой и фискальной нагрузки.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. В Правительстве РФ разрабатываются законопроекты, предполагающие введение более жёстких требований и регламентов по учёту неработающего населения. Документы предусматривают усиление ответственности ведомств за персонифицированный учёт (в первую очередь — бывших сотрудников силового блока), а также взаимодействие между налоговой службой и пенсионной системой по выявлению лиц, за которых работодатель заплатил налоги на доходы физических лиц, но при этом «забыл» о взносах в систему обязательного медицинского страхования, в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования.  Есть предложения рассмотреть возможность внесения такими гражданами социального взноса для обеспечения государственными формами страхования.

Как забрать деньги из ФОМС?

Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования необходимо законодательно оградить от ещё одной правовой коллизии. Уже не в первый раз Минфин пытается запросить средства из Фонда в федеральный бюджет. Комитет Совета Федерации по социальной политике считает, что это не только несправедливо, но и весьма сомнительно с точки зрения законности. В таком случае каждый гражданин, платящий взносы в Фонд, имеет право спросить: «Почему вы принудительно, меня не спросив, забрали в бюджет те деньги, что я платил за медицинскую страховку?»

В этом году в бюджете ФОМС уже предусмотрена передача в виде трансферта или субсидий в федеральный бюджет порядка 146 миллиардов рублей.

Однако, когда мы этот бюджет обсуждали, то в виде поправки внесли туда статью, которая гласит: эти средства передаются в федеральный бюджет «только после выполнения всех публичных обязательств, связанных с медицинским обслуживанием граждан». Если публичные обязательства потребуют этих средств, то деньги должны пойти на медицинское обслуживание наших граждан. И в федеральный бюджет можно будет перечислить только то, что останется. На сегодняшний день из этих 146 миллиардов ФОМС не перечислил в бюджет ни рубля. И это справедливо, ведь проблем в медицине много — дорожают лекарства, не выполняется дорожная карта по повышению заработной платы прежде всего младшему медицинскому персоналу.

Что касается 2016 года, то в этот раз Минфин предлагает изъять из Фонда 91 миллиард рублей. Комитет Совета Федерации по социальной политике выступает против такого решения. Если же в этом есть крайняя необходимость, то мы предлагаем прописать в требованиях к бюджету такую же статью, что и в прошлый раз, «только после выполнения всех публичных обязательств». Тем более что в  будущем году может возникнуть угроза невыполнения дорожной карты по повышению зарплаты медработникам по всем категориям — и по врачам, и по среднему, и по младшему медперсоналу. На это может не хватить порядка 41 миллиарда рублей.

По материалам сайта https://www.pnp.ru