О дошкольном образовании в Рязани

пн, 05/15/2017 - 11:11 -- editor

Федеральный мониторинг ОНФ: об остром дефиците доступных кружков и секций для дошкольников сообщают из Рязани.

Более 11 тыс. детей из 36 тыс. охваченных мониторингом ОНФ в 85 регионах не имеют возможности получать дополнительное образование. По мнению родителей, опрошенных в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям», основные причины – уменьшение количества доступных бесплатных кружков и нехватка у семьи денежных средств. Результаты проведенного мониторинга будут отражены на всероссийской карте доступности дополнительного образования, которая формируется в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям».

В ходе мониторинга, проведенного в марте – апреле Фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с региональными отделениями ОНФ было опрошено 22,5 тыс. родителей, около 10% из которых воспитывают трех и более детей. Его результаты показали, что 34% детей не получают дополнительное образование, причем только 5% из них – по собственному желанию из-за отсутствия свободного времени и наличия других увлечений.

Чаще всего семьи не имеют возможности выделить в семейном бюджете средства на дополнительное образование и не могут записаться в бесплатные кружки, потому что все места уже заняты. Допобразование недоступно из-за финансовых затруднений или удаленности от образовательной организации для каждой пятой семьи с одним ребенком. На схожие проблемы указывают и родители с двумя детьми, которые в 21% случаев могут дать допобразование только одному ребенку. Мониторинг показал, что только 43% детей получают дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 28% детей занимаются полностью платно. Остальные, как правило, либо оплачивают занятия частично, либо совмещают посещение платных и бесплатных кружков.

С увеличением количества детей в семье доступность дополнительного образования, как правило, снижается: в 14% семей с двумя детьми ни один ребенок не получает допобразование, и только в 32% семей с тремя и более детьми все дети посещают кружки и секции.

В среднем за допобразование одного ребенка семья платит 2,6 тыс. руб. в месяц, за двоих – около 3 тыс. Расходы многодетных семей начинаются от 6,5 тыс. руб. в месяц. 30% родителей сообщают об отсутствии бесплатных кружков, еще 19% говорят об отсутствии доступной информации о таких кружках: это в том числе респонденты из Иркутской, Кемеровской областей, Республик Крым и Коми. При этом доля платных кружков в отдельных районах крупных городов достигает 75%. Такая информация получена из Чебоксаров, Перми, Иркутска, Сыктывкара, Великого Новгорода, Омска, Барнаула, Батайска, Волжска.

Об остром дефиците доступных кружков и секций для дошкольников сообщают из Перми, Рязани, Москвы.

«В ходе нашего исследования мы получили много острых комментариев от родителей, которые переживают за будущее своих детей, и немало интересных соображений, как сделать дополнительное образование более доступным, – отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», депутат Госдумы Любовь Духанина. – Многие готовы брать дело в свои руки. Не только родители, но и бабушки и дедушки говорят, например, о важности развития образовательного волонтерства, о своей готовности вести занятия по основам инженерии, домоводству, занятия для детей-инвалидов. Все, что им нужно, – это помещение и отсутствие лишней волокиты».

По словам Духаниной, там, где нет возможности иметь постоянно действующие бесплатные секции, родители предлагают открывать кружки выходного дня в ближайшем населенном пункте или же организовывать выезд преподавателей к месту жительства детей. Таких форм работы может быть множество, большая часть из них уже отработана и нуждается в тиражировании. 

Отдельный вопрос – необходимость обеспечения доступной среды у организаций допобразования. Ее отсутствие для детей-инвалидов и детей ОВЗ отметили респонденты из Пермского края, Республики Коми, Челябинской, Оренбургской областей: не хватает дополнительного образования для таких детей, очень актуальна проблема физической доступности на объекты допобразования.

«Родители настаивают на высокой важности для них дополнительного образования – для физического и интеллектуального развития детей, их личностного роста, формирования будущего гражданина. Для многих из них важнее, чтобы ребенок проводил больше времени в кружках по интересам, чем за дополнительными занятиями по предметам в школе. Именно с кружками и секциями семьи связывают осознанный выбор будущего места учебы. Дополнительное образование позволит ребенку попробовать себя в разных сферах, получить основы выбора профессий, создаст новое пространство общения. Родители хотели бы, чтобы дети получали первые навыки жизни в современном мире, уроки финансовой грамотности. Недостатки, указанные ими, тормозят достижение этих целей», – отметила Любовь Духанина.

Она рассказала, что результаты проведенного мониторинга будут отражены на всероссийской карте доступности дополнительного образования, которая формируется в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям». Будет также продолжена работа над внедрением ключевых механизмов повышения доступности дополнительного образования – партнерства общества и власти в вопросах образовательного волонтерства, привлечении работодателей, внедрении персонифицированного финансирования.

В ОНФ также напомнили, что согласно «майскому указу» президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина к 2020 г. необходимо охватить дополнительными общеобразовательными программами не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, причем половина из них должны обучаться за счет федерального бюджета.