Автор Макарова Е.М., врач – стоматолог-ортодонт ГБУ РО «Стоматологическая поликлиника №1» Стоматологическое подразделение №3
Миофункциональные нарушения – это патологические изменения мышц челюстно-лицевой области - тонуса жевательных и мимических мыщц. Они негативно сказываются на дыхании, жевании и глотании, а также на речи ребенка. Отдельно выделяют аномалии развития уздечек, которые также относят к миофункциональным нарушениям.
Как правило, на осмотре врачи – стоматологи-ортодонты замечают деформацию лица, неправильно сформированный прикус и осанку, часто наблюдаются нарушения звукопроизношения, которые в дальнейшем, если их не корректировать, могут доставить немало проблем в школе.
Отмечается, что уже в трех-четырех летнем возрасте у многих детей формируются аномалии развития челюстно-лицевой области. Родители должны своевременно показать своего ребенка стоматологу-ортодонту, на начальной стадии с проблемой справиться легче.
Признаки
Признаки миофункционального нарушения можно заметить, если внимательно присмотреться к ребенку, в первую очередь это проблемы с прикусом; натянутые губы или приоткрытый рот; дыхание ртом; при глотании видны зубы или язык; постоянно сосет палец или соску; грызет ногти или другие предметы.
Если родители обнаружили у своего ребенка хотя бы один из признаков, необходимо срочно обратиться за консультацией к стоматологу-ортодонту, неврологу и логопеду. Специалисты после диагностики предложат занятия и специальные профилактические аппараты.
Профилактические аппараты
Стоматологи-ортодонты для предупреждения развития зубо-челюстных аномалий назначают профилактические аппараты, к которым относятся вестибулярные пластины и стандартные двухчеллюстные аппараты – трейнеры.
Вестибулярные пластинки назначают детям в возрасте от трех до семи лет, они активизируют механизмы саморегуляции и устраняют вредные миофункциональные влияния. Пластинки повышают эффективность упражнений, которые ребенок выполняет днем. Как правило, применяют их в течение шести месяцев. Различают несколько типов пластин.
Пластинка с проволочной заслонкой для языка изготовлена из прозрачного гипоаллергенного материала. Удобна она тем, что можно отслеживать положение языка в полости рта. При открытом прикусе (межзубном сигматизме) во время занятий с логопедом по постановке звуков пластинка не позволяет ребенку помещать язык между зубами. Во время таких занятий происходит коррекция открытого прикуса. Достаточно носить два часа в день.
Пластинку с бусинкой для стимулирования языка рекомендуют при артикуляционной гимнастике для правильного произношения буквы «р» и шипящих звуков. Ребенок катает бусинку по небу, благодаря этому стимулируется тонус язычной мышцы.
Применяют эту пластину и при ринолалии – недостаточном подъеме мягкого неба, которая чаще всего наблюдается после удаления аденоидов или постдифтеритного пореза; устранения врожденной расщелины неба. Пластинка улучшает тонус и тренирует мышцы и ткани полости рта.
Многие родители спокойно относятся к тому, что их малыши долгое время сосут соски-пустышки и не подозревают, насколько это вредно. Из-за этого медленнее происходит процесс формирования функции жевания. Происходят и другие изменения, в том числе при инфальтивном глотании язык ребенка упирается в передние резцы и формируется открытый прикус.
Миофункциональный трейнер
Благодаря миофункциональной ортодонтической системе развиваются дыхательные пути, происходит избавление от вредных привычек, выравниваются зубные ряды, происходит коррекция прикуса. Аппараты разработаны с учетом возрастных особенностей (для малышей – от трех до шести лет; детей от шести до десяти лет) и используют от одного до двух часов в день и ночью.
Есть специальная серия для подростков. Она эффективна при позднем сменном прикусе, а также его коррекции.
Профилактика
Профилактика миофункциональных нарушений заключается в своевременном выявлении нарушений патологий у детей. Важно регулярно посещать врача – стоматолога-ортодонта, а при необходимости невропатолога и логопеда и выполнять все предписания врачей.
Только совместное взаимодействие специалистов и родителей поможет своевременно заметить проблему у ребенка и провести коррекцию нарушений.
Источники:
1. Арсенина О.И., Попова А.В., Попова Н.В. Ортодонтическое лечение детей дошкольного и школьного возраста с использованием эластопозиционеров. Ортодонтия. 2011; 4; 46-53
2. Профилактика зубочелюстных аномалий: учебное пособие /Е.С. Бимбас,А.С. Шишмарева, Е.З. Хелашвили. – Екатеринбург: Издательство УГМУ, 2022.-136 с.
https://almanah.su/tpost/3jnrt7vdf1-mingaleeva-av-ispolzovanie-priyomov-miof
Фото vdkb.vrngmu.ru