Лучшие вузы России

вс, 10/04/2015 - 18:47 -- editor

13 российских университетов вошли в этом году в число лучших вузов мира по версии британского издания Times Higher Education (THE).

9 из них представляют Проект 5-100: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (в группе 201-250), Томский политехнический университет (251-300), Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (оба в группе 301-350), Новосибирский государственный университет (401-500), Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Томский государственный и Уральский федеральный университеты (все в группе 601-800).

«В новом рейтинге Times Higher Education 13 университетов из России представлены на оцениваемых позициях рейтинга. Это почти в семь раз больше, чем в прошлом году. В прошлом году у нас в рейтинге присутствовало только 2 университета. Наверное, это самый быстрый рост среди всех стран, чьи университеты, так или иначе, включаются в рейтингование. При этом 8 из 13 университетов входят в рейтинг до 600-й позиции. Конечно, самые потрясающие результаты и скорость, с которой университет рос, демонстрируют 3 университета – это СПбПУ, ТПУ и КФУ. Конечно, войти в первый год в позицию «201-250» – это говорит о крайне высоком потенциале университета», – прокомментировал результаты отечественных вузов Александр Повалко, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. «При этом мы понимаем, что эти все университеты – участники Проекта 5-100, и мы понимаем, что это только начало их международного позиционирования. Мы понимаем, что сейчас результат достигнут за счет того, что можно было сделать в очень короткий срок. Но университеты системно вкладываются в развитие своей исследовательской базы, последовательно привлекают людей, и этот первоначальный скачок создан регулярными усилиями и администрации, и ученых, и студентов университета. У нас есть очень неплохие шансы, что в следующем году наши позиции еще усилятся», – подчеркнул замглавы Минобрнауки России.

Говоря об успехе российской высшей школы, главный редактор рейтинга THE Фил Бейти отметил: «В последние годы Россия предпринимает значительные усилия для развития своей системы высшего образования, включая запуск Проекта 5-100. Очевидно, что национальные университеты уже выиграли от этой программы, однако Россия продолжит двигаться вперед, чтобы быть в состоянии конкурировать с глобальными игроками, тем же Китаем, который тоже много инвестирует в высшее образование».

Ректор СПбПУ Андрей Рудской так прокомментировал очевидный прорыв своего вуза: «Такой результат в рамках рейтинговой оценки Times Higher Education для нас не стал совсем неожиданным, но не могу сказать, что мы рассчитывали на столь высокие позиции в рейтинге. Это один из итогов нашей кропотливой системной работы, которая проводилась на протяжении последних лет». «Взаимоотношения с промышленностью оказывают большое влияние на наш университет. Мы значительно расширили список стратегических индустриальных партнеров. Результаты деятельности нашего инжинирингового центра, который официально признан самым лучшим в России, а именно – создание новых материалов, находят применение в таких отраслях промышленности, как судо- и самолетостроение, транспортные системы и авиация», – добавил господин Андрей Рудской.

Ректор ТПУ Петр Чубик считает, что успех его вуза стал результатом целого ряда системных решений. «В первую очередь – введение эффективного контракта не только для научно-педагогических работников университета, но и для топ-менеджмента. Это позволило привлечь большинство сотрудников вуза к реализации стратегических задач ТПУ. Не менее важным для развития университета стал вектор на передовые проекты с крупными корпорациями, такими мощными индустриальными партнерами как «Газпром», «Росатом», «Роскосмос». Благодаря этому университет привлекает значительные внебюджетные средства», – объяснил господин Чубик.

Ильшат Гафуров, глава КФУ, назвал рывок вуза в рейтинге итогом работы, «начатой в 2010 году в рамках реализации Программы развития университета, в ходе которой было вложено в научную и образовательную инфраструктуру более 7,4 млрд рублей и создано 415 научных и учебных лабораторий, оснащенных по самым последним современным требованиям». Господин Гафуров добавил: «Программа конкурентоспособности Министерства образования и науки Российской Федерации органично дополнила и привнесла новый важный импульс развитию университета за счет качественного расширения масштабов и стимулирования процессов интернационализации».

Олег Нагорнов, первый проректор НИЯУ «МИФИ» отметил роль Проекта 5-100: «Радует, что вузы из Проекта 5-100 внесли заметный вклад в это продвижение. И это, конечно, большой результат для российского образования и науки. И наш университет заметно продвинулся, и мы надеемся, что и дальше эти результаты будут закреплены, а Проект 5-100 будет этому способствовать».

Глава МФТИ Николай Кудрявцев напомнил, что ввиду узкой специализации путь его вуза к попаданию в институциональный рейтинг был достаточно непростым. В своей стратегии МФТИ ориентируется на опыт французской École Polytechnique и ставит цель войти не только в топ-100, но и в топ-25 предметного рейтинга THE по физике. Господин Кудрявцев подчеркнул, что участие в Проекте 5-100 приносит большую пользу в сфере интернационализации университета.

Виктор Кокшаров рассказал о рецептах успеха возглавляемого им УрФУ: «На 39%, за счет увеличения цитирования, возросло влияние ученых Уральского федерального университета. В то же время значительно снизилось самоцитирование – ссылки ученых вуза на своих коллег в университете, – что стало следствием увеличения числа научных проектов с ведущими мировыми образовательными и исследовательскими центрами».

Основные показатели, которые учитывают аналитики THE, – образовательный процесс, научная работа, цитируемость, международная деятельность, доходы от взаимодействия с промышленностью. Лучший результат среди отечественных вузов традиционно демонстрирует МГУ, который в этом году поднялся на 161- е место. Всего в рейтинг были включены 800 учебных заведений из 70 стран.

По материалам сайта http://минобрнауки.рф