Космодром Восточный переведён в режим ручного управления

пт, 10/16/2015 - 08:50 -- editor

Президент России перенёс сроки первого пуска ракеты-носителя и раскритиковал строителей за скорость работы.

 Владимир Путин уже в третий раз посещает строящийся космодром в должности главы государства. Возведение важнейшего для страны объекта началось в 2011 году и с тех пор идёт, что называется, «со скрипом». Однако есть и прогресс: если год назад отставание в графике превышало полтора года, то сейчас всё возводится поистине с космической скоростью.

 Ускорить строительство космодрома удалось только лишь с помощью «волшебного пенделя»: смена руководства «Дальспецстроя», 20 уголовных дел, веб-камеры, которые транслировали изображения с объектов в кабинет вице-премьера Дмитрия Рогозина, привели к тому, что строители почти успевают к намеченному в декабре нынешнего года первого запуска ракеты-носителя «Союз-2» с космическими аппаратами «Ломоносов» и «Аист». Владимиру Путину доложили сегодня, что если в ускоренном темпе провести испытания оборудования, то запуск может состояться.

«Космическая деятельность — это не та сфера, где нужны штурмовщина и сверхусилия. Здесь нужны ритмичная работа и качество», — сказал в ответ президент и предложил настроиться на пуски в 2016 году, «где-нибудь весной».

«Если сделаете это к Дню космонавтики, будет хорошо. Главное — обеспечить безопасность пусков», — сказал Владимир Путин.

То, что президент лично проконтролировал ход строительства, в разы убыстрит ход работ на космодроме.

«Теперь многие процессы, которые решались вяло, получат должный динамизм, — убеждён первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв. — С другой стороны, к сожалению, только Владимир Путин у нас в стране может «расшивать» те проблемы, которые должны решаться системно. В ситуации, которая возникла с бесконечными задержками зарплаты, с низким качеством строительства, а порой и серьёзными нарушениями, о которых неоднократно говорилось в выводах Счётной палаты, абсолютно логично привела к тому, что сроки запуска первой ракеты-носителя были перенесены. Это абсолютно правильное решение, и было бы гораздо хуже, если бы мы стали свидетелями «штурмовщины» к определённой дате».

Сроки запуска первой ракеты-носителя были определены указом президента Владимира Путина ещё в ноябре 2007 года. Тогда казалось, что восемь лет — вполне достаточно для возведения объектов нового космодрома. Тем более что строился он не на пустом месте. Ещё в 1970 году в посёлке Углегорск Амурской области был возведён позиционный район дивизии РВСН для боевого дежурства баллистических ракет. На его базе 1 марта 1996 года был образован Государственный испытательный космодром Минобороны России, иначе — космодром Свободный. С него даже было осуществлено пять пусков, а затем, в 2007 году, объект был закрыт.

«Точка для строительства космодрома Восточный выбиралась так, чтобы работы там можно было начинать сразу, — утверждает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Андрей Ионин. - Однако проект Восточного запустился только в 2011 году. Такая сдвижка и привела к сегодняшнему авралу».

По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, о проблемах при строительстве космодрома Восточный было известно еще несколько лет назад, и «эти несколько лет ничего не предпринималось».

 

«Таким образом, президент взял ответственность за срыв сроков запуска Восточного на себя, — считает эксперт. — У нас в космонавтике, как известно, системный кризис и отсутствие финансовой, исполнительской, технологической дисциплины. Это приводит к значительным финансовым и репутационным потерям. В данном случае такое решение — просто отложить запуск без организационных выводов — контрпродуктивно».

Виновных — наказать!

Впрочем, без оргвыводов не обойдётся. Стройплощадку космодрома лихорадит уже несколько лет. То сроки не выполняются, то строителям зарплату не платят, и они объявляют голодовку и бастуют.

«Есть подозрения на проявление криминальных действий и преступлений. Говорю «подозрения», поскольку следствие ещё не завершено, но буду требовать от Следственного комитета, чтобы вся работа по возбуждённым уголовным делам была доведена до конца и эти дела были переданы в суд», — предупредил Владимир Путин.

Уголовным делам предшествовали несколько серьёзных проверок Счётной палаты, которая выявила существенные нарушения в ходе строительства.

«Пора задать сакраментальный вопрос: а кто виноват? — считает Владимир Гутёнев. — Ведь если мы будем вновь и вновь закрывать чьи-то промахи и ошибки без «показательной порки», то у нерадивых чиновников может появиться искушение опять взяться за любую задачу без уверенности. что они смогут её выполнить. Поэтому необходимо сделать жёсткие выводы, в том числе опираясь и на выводы Счётной палаты, которая в последнее время очень эффективно справляется со своей работой».

Первый заместитель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров предлагает пойти по другому пути.

«В первую очередь должен быть ведомственный контроль, который выявляет нарушения не постфактум, а прямо в ходе отправления платёжки, например, — объясняет законодатель. — В Роскосмосе всегда был слабый контроль, у них долгое время даже не было подразделения, которое бы занималось финансовым контролем. Это вообще проблема для нашей страны. Надо совершенствовать внутриведомственный контроль».

«Точка роста» для всего Дальнего Востока

Космодром Восточный задумывался не просто как третья в стране площадка для запуска космической техники, но и как дальневосточный космический кластер, на основе которого можно было бы создать инфраструктуру научно-промышленного развития Приамурья и всего Дальнего Востока. Такая роль примерялась ещё на предшественника Восточного космодром Свободный. Предполагалось, что развитие космодрома в Амурской области может «потянуть» за собой открытие производства ракетоносителей в Комсомольске-на-Амуре. А относительная близость к Тихому океану (через порт Ванино по БАМу) позволит создать в Приамурье уникальный район промышленного развития, разовьёт возможности Байкало-Амурской магистрали.

«Я был одним из разработчиков проекта развития Восточного, — рассказал «Парламентской газете» Андрей Ионин, — и мы предполагали, что, если страна «поворачивается лицом на Восток», проект должен быть международным и развивать пилотируемую космонавтику вместе с партнерами в Юго-Восточной Азии».

С такой постановкой вопроса согласен и Владимир Гутенёв. «Я уверен, что проекты пилотируемой космонавтики должны реализовываться в рамках международной кооперации, но, выбирая партнёров для этого, приоритетно было бы рассмотреть страны БРИКС. Тем более что и у Бразилии, и у Индии, и у Китая есть свои амбициозные планы и проекты по освоению космоса», — считает депутат.

«К сожалению, первоначальная идея проекта серьёзно трансформировалась. Космодром не стал, пока по крайней мере, «точкой роста» на Дальнем Востоке, — добавил Андрей Ионин. — Производство ракетной техники Роскосмос предполагает делать на своих заводах в Европейской части и Сибири, ничего на Дальнем Востоке, по крайней мере пока, создаваться не будет».

По мнению представителя Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, созданием высокотехнологичного кластера на Дальнем Востоке, в основе которого был космодром Восточный, должна заниматься некая госкорпорация, созданная по  типу Олимпстроя, а вовсе не Роскосмос.

Дмитрий Олишевский

По материалам сайта http://www.pnp.ru