Как встречали новый год в старину

вт, 12/30/2014 - 10:37 -- editor

Новый год веселый праздник и он по-разному отмечается в разных странах. Есть страны, где его принято праздновать в кругу семьи, а в других странах - на публике, однако везде его приход с нетерпением ожидают и любят.

Для большинства людей земли один из любимых и отмечаемый многими народами праздников, наступающий в момент окончания последнего календарного дня года - Новый год никоим образом не связан с древней Мессопотамией, евреями, греками и двуликим Янусом, а это совсем не так.
Обычай отмечать Новый год впервые берет свое начало в Месопотамии около третьего тысячелетия до нашей эры. В конце марта, в текущих в Месопотамии реках Евфрате и Тигре бывает разлив и прибывает вода. После того как она спадала, на удобренных илом землях начинались земледельческие работы.
12 дней люди праздновали это событие и оно послужило началом современной традиции отмечать Новый год. В течение всего праздника в Месопотамии была запрещена всякая трудовая деятельность, люди в это время отдыхали и веселились.
Иудеи, которые находились в вавилонском плену, переняли эту традицию и передали ее грекам. От них обычай праздновать Новый год перешел к народам Западной Европы и приобрел в дальнейшем все больший размах.
В 46 году до нашей эры произошла реформа календаря. Юлий Цезарь ввел новый календарь, который получил название юлианского. Он установил в своем календаре начало года на 1 января. Этот день римляне посвятили богу Янусу. Двуликий Янус, или Януарий был у них богом всех начал, входов и выходов. В честь бога Януса первый месяц года и получил свое название январь.
У Януса было два лица: одно из которых смотрело в будущее, а другое было обращено в прошлое. Эти лица были направлены в обе стороны времен, а сам Янус находился, как и месяц январь, на стыке прошлого и будущего. Поэтому все новое и важное в Риме было принято начинать с 1 января. Перед особо важными делами Двуликому богу Янусу у римлян было принято приносить жертвы. Первое января римляне считали днем благоприятным для различных начинаний.
Люди в старину встречали новый год по разному.
Древнеперсидский праздник Навруз отмечался на весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода. Слово «навруз» переводится с персидского как «»новый день«». Это первый день месяца фарвадин по иранскому календарю.
За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.
В канун праздника все мирились, наполняли все кувшины зерном, ключевой водой или молоком — в надежде на щедрый урожай, благодатные дожди и богатые надои. В утро Навруза нужно было завершить приготовление еды, уборку, украшение дома гранатовыми и яблоневыми ветками и выбросить мусор. После этого накрывали «достархан» — скатерть со множеством национальных блюд, сладостей и напитков. И устраивали праздничный пир.
В древнем Вавилоне Новый год наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны — очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения. Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь.
В древнем Риме сначала Новый Год отмечали в начале марта. Потом Юлий Цезарь ввел свой юлианский календарь, и встреча Нового года перенеслась на 1 января. Месяц январь назвали в честь бога Януса. Сам праздник имел названия "календы". В это время римляне преподносили друг другу разные подарки и украшали улицы Рима. Рабы и их владельцы веселились вместе.
От римлян празднование Нового года перешло к другим народам, и каждый привносил что-то свое. Если римляне приносили в дом пальмовые ветви, то кельты, например, украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. К XVI веку эта традиция возродилась но теперь в дом приносили елку, которую украшали фольгой, сладостями и фруктами. Так родился еще один обязательный атрибут Нового Года.
В Древней Армении, например, как и в Древней Индии, Новый год начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Страна просыпалась от зимнего сна вместе с новым Солнцем. Дни становились длиннее, а люди начинали новую жизнь. В первый день весны они загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него своё украшение.
В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня. Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса. Свиту Диониса составляли сатиры — дети земных женщин и Пана — козлоподобного бога стад, лесов и полей. Сатиры пели гимны в честь Диониса. Позднее, во времена Перикла и Сократа, сатиров заменили жрецы. Каждый раз под Новый год они собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.
Для древних египтян этот праздник наступал во время разлива Нила (конец июля - сентябрь). В ночь между 19 и 20 июля парадно одетые жрецы, под слаженное пение ставили в лодку статуи Амона (бога Солнца ) и его жены с сыном. Эта лодка месяц плавала по реке в сопровождении пения, танцев и веселья.
Дольше всех на новогодних праздниках гуляли древние египтяне. Новый год праздновали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно — разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года — «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.
Подготовка к встрече Нового года начиналась задолго до разлива. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, запасали масла и смолы. Даже бедняки старались сшить новое платье и передники к всенародным праздникам. Жрецы рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, с нетерпением ожидая разлива. Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, бороздили реку и уходили на север. Впереди стояли жрецы храмов. На порогах бедных хижин и на мраморных ступенях дворцов — повсюду люди радостно встречали животворные воды. В день разлива Нила приносили жертвы Хапи, в реку бросали свитки папируса с написанным на них перечнем даров. Статуи бога Амона (с которым иногда отождествляли Хапи), его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.
При праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды «святой водой» из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной. Кроме того, освобожденные от работы, египтяне навещали в это время друзей и родственников, вместе с ними поминали предков и славили богов.
Древнеегипетский Новый год был связан еще с одним культом — богини любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За два ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года — «ночь Ра», когда происходила битва бога солнца с богами тьмы — проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участвовали фараон и его жена. Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма. С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался солнечный свет — мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира.
Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от «summer's end» (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин «pin money» (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.
На Руси до пятнадцатого века новый год праздновался первого марта, потом его перенесли на первое сентября, а в 1699 году Великий Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
Теперь это один из самых любимых наших праздников.
Фото с сайта allpolus.com