Андрей Усейкин: «Предотвращение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе - один из важнейших механизмов предупреждения коррупции»

вт, 11/17/2020 - 19:46 -- editor

Руководитель Управления Росреестра по Рязанской области Андрей Усейкин ответил на вопросы корреспондента.

Андрей Казимирович, концепция конфликта интересов сравнительно нова для нашего законодательства. Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения имеет место конфликт интересов должностных лиц. На данном этапе развития института конфликта интересов, как отметил Президент России, очень важно отслеживать исполнение уже принятых законов, так как «исполнение этих законов и есть та самая борьба с коррупцией, которой мы занимаемся». Проблема конфликта интересов на государственной гражданской службе действительно настолько важна в настоящее время?

- Оптимизация правовых механизмов противодействия коррупции в качестве одной из ключевых предусматривает задачу контроля над чиновниками, предотвращение конфликта интересов на государственной гражданской службе. Здесь я вижу две взаимосвязанные стороны проблемы.

Рассмотрим первую сторону - уход чиновника в коммерческую структуру. От бывших чиновников ждут использования его связей. Криминогенность поведения такого лица отслеживается сравнительно легко, так как он непосредственно возникшую проблему самостоятельно решить не может, должен просить об этом бывших сослуживцев.

- А такие просьбы не всегда находят у них положительный отклик?

- Да. Сложнее со второй ситуацией - ухода специалиста из бизнеса в чиновники. Как правило, уходят в сферу, которая им знакома по бизнесу. Должность предоставляет новому государственному служащему определенные полномочия, которые он может использовать в интересах компании, либо собственных. И вот здесь-то возникает ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего может влиять на объективное исполнение им своих служебных обязанностей и вступать в противоречие с законными интересами государства. Говоря словами закона, возникает конфликт интересов.

- Если человек решил занять государственную должность, то он должен осознавать и ее ответственность?

- Конечно. Конфликт интересов на гражданской службе сейчас понимается однозначно (он урегулирован законом) как «ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет, или может повлиять на ненадлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей». Если говорить кратко, личный конфликт интересов - это несоответствие между частной заинтересованностью госслужащего и профессиональными задачами, выполняемыми им.

- Конфликт интересов на государственной службе представляет собой довольно сложную теоретическую и практическую проблему сегодня?

- Да, несмотря на законодательное развитие этого понятия в последние годы, накопленный определенный практический опыт, эта правовая категория все еще остается недостаточно разработанной, обладает неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддается внутреннему и внешнему контролю. Она не имеет однозначно сложившегося механизма предотвращения и урегулирования.

Не налажена четкая система обучения государственных служащих поведению в условиях конфликта интересов. Отсутствуют оценочные критерии эффективности урегулирования конфликта в целях исключения его повторения.

- Каковы же, на наш взгляд, условия, способствующие возникновению конфликта интересов на государственной службе?

- Прежде всего, можно назвать высокий уровень расплывчатости и неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения; существующие пробелы в правовом регулировании, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества.

Нельзя упускать из виду и несовпадение между законодательно установленными принципами государственной службы, порядком поступления на нее, ее прохождением и реальным осуществлением управленческой, кадровой и организационной политики в органе государственной власти; отсутствие реальной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.

Способствует этому и ненадлежащий контроль за государственным служащим на стадии исполнения им должностных обязанностей, за соблюдением служебной и организационной дисциплины; необъективность и неэффективность системы оплаты труда, отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций.

Деформация, двусмысленность и неопределенность социальной роли и статуса гражданского служащего вызывают его намеренное или ненамеренное антисоциальное поведение. Выявляется и такой фактор, как отсутствие реальной защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

- Мне кажется, полностью устранить конфликт интересов невозможно, в конфликтной ситуации можно только осуществить процедуру его эффективного урегулирования, снизить отрицательные последствия.

- Согласен. В целях снижения отрицательных последствий необходимо научить служащих, их руководителей обнаруживать причины возникновения конфликта, способствующие этому условия, выявлять динамику развития, следить за его протеканием, управлять разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния. По моему мнению, этому направлению учебы и(или) повышения квалификации гражданских служащих не уделено должного внимания.

- Крайне важно в целях недопуще­ния отрицательных последствий выявить конфликт интересов на ранних стадиях его возникновения и развития. Как это сделать?

- Выявление конфликтной ситуации может производиться путем анализа заявлений служащего об обращении к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Эффективным средством является рассмотрение сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим.

Сведения о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения можно получать из обращений граждан и организаций, в том числе в электронном виде, публикаций в средствах массовой информации.

Отмечу, что и на самом служащем лежат установленные обязанности предупре­ждения им самим конфликта интересов не только при наступившем конфликте интересов, но и при его предотвращении.

Следующий способ урегулирования конфликта интересов состоит в добровольном отказе государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, но нет ясности в организационной и правовой реализации процедуры отказа служащего от уже полученной выгоды.

- Трудно избежать конфликта интересов? Что практика показывает, это возможно?

- Да, конечно. Начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав возможность наступления ситуации конфликта интересов, служащему следует обратиться к руководству и попросить перепоручить задание другому специалисту. Первоочередным способом разрешения конфликта интересов должно быть сообщение служащего о присутствии частного интереса, направленное своему работодателю (нанимателю) и непосредственному руководителю. Сообщение должно быть сделано до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов. Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

- Важным представляется в данном контексте знание гражданским служащим не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но и требований, предъявляемых к служебному поведению. Изучение нами этой проблемы показывает, что эти полномочия практически никто не использует.

- Предотвращение конфликта интересов с этого момента становится уже обязанностью руководителя. Он в этих целях имеет право отстранить гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов. Тем не менее, на мой взгляд, необходимо использовать отстранение от замещаемой должности гражданской службы лишь в крайних случаях, когда другие методы не возымели результата.

- Каким образом осуществляется контроль за соблюдением государственными гражданскими слу­жащими требований к служебному поведению и урегулирования конфликтов интересов?

- Для контроля за соблюдением государственными гражданскими слу­жащими требований к служебному поведению и урегулирования конфликтов интересов организовываются Комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Создаваемые в государственных органах комиссии должны составлять единую систему управления нравственными отношениями на гражданской службе. Совершенствование деятельности комиссий требует самого пристального внимания. Понятно, что комиссии будут отторгаться массой гражданских служащих, если те будут воспринимать их исключительно или преимущественно как «карательный» орган. Комиссии должны быть ориентированы, прежде всего, на предотвращение возникновения негативных последствий конфликта интересов, на помощь гражданскому служащему в сложных ситуациях, когда он сам не четко понимает, оказывается ли он в конфликте интересов. Должны быть предусмотрены случаи, когда комиссия обязана выступить в защиту гражданского служащего от необоснованных обвинений. Вместе с тем комиссия вправе рекомендовать руководителю государственного органа наложить на виновного дисциплинарное взыскание (вплоть до отстранения от должности и увольнения с гражданской службы) или передать материалы в правоохранительные органы, если в действиях гражданского служащего усматриваются признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

- Подводя итог нашему разговору, как Вы думаете, что необходимо изменить в действующем законодательстве, регламентирующем конфликт интересов на государственной гражданской службе?

– В законе необходимо более чётко определить порядок декларирования государственным служащим своего личного интереса в тех случаях, когда этот интерес вступает в противоречие с интересами его службы. Это облегчит рассмотрение вопроса и принятие обоснованного решения. Однако главное - это воспитание. Только внутренняя высокая культура чиновника позволит ограничить, а затем и победить коррупцию.

В заключение хочу отметить, что в реализации антикоррупционных мероприятий должна быть системность. Служащие должны понимать, что наше государство способно к самоочищению, в том числе от проявлений коррупции. Задача эта может быть решена через создание, в том числе, позитивного образа государственного служащего госаппарата.

Давайте вспомним хотя бы один пример показа в наших художественных фильмах, газетных и журналь­ных публикациях положительного образа госслужащего. Что, трудно? А ведь подавляющее большинство госслужащих чтут закон, работают в интересах общества и государства, но ничего этого в средствах массовой информации нет. Вот и складывается у людей представление: каждый служащий жулик и вор...